Статьи

Нам любые дороги дороги

Эксперты спорят, можно ли победить взяточничество и непрофессионализм в дорожном строительстве
Нам любые дороги дороги

Тема сложная. Экономисты собачатся с технарями. Одни апеллируют цифрами затрат на километр, другие тычут в лицо чертежами с развязками и эстакадами. Каждый по-своему прав. Сходятся лишь в одном: воруют в России, как ни крути. Но самое интересное, что и те и другие вместе с нами продолжают ездить по колдобинам. Почему в России такие дорогие дороги? И почему они каждый год по весне превращаются в крошево с ямами? Можно ли заставить дорожников строить на совесть, а чиновников, распределяющих госзаказы, работать честно? Согласен, вопросы банальные, но ведь делать-то что-то надо…

СКОЛЬКО СТОИТ КИЛОМЕТР ПОСТРОИТЬ

– Я бы в России ни за что за руль не сел. – Мой знакомый из Германии в шоке от наших дорог. – У тебя же реально слалом между ямами. То ли наш автобан!

Я не стал говорить, сколько стоят наши дороги. Он бы все равно не поверил, что эти «направления», как подсчитали эксперты, обходятся бюджету более чем в $13 млн. за километр (имеется в виду стандартная четырехполосная дорога). До 2020 года государство планирует потратить на автодороги свыше 6 трлн. рублей. На эти деньги хотят возвести и реконструировать 14 тысяч километров трасс.

– За последние 12 лет финансирование строительства дорог выросло более чем в 10 раз, – говорит Владислав Иноземцев, директор Центра исследований постиндустриального общества. – Но мы вообще не видим, чтобы строить стали больше. Если сравнить с развитыми странами, то при таких объемах финансирования мы должны возводить в 3 – 4 раза больше километров.

Причин тому несколько. Самая очевидная – коррупция, то есть взятки и откаты при распределении госзаказов на строительство и реконструкцию дорог. Они ведь все равно включаются в смету.

– Коррупционная составляющая – от 40 до 70%, – говорит Никита Кричевский, председатель экспертного совета «ОПОРЫ России». – Дорожники пеняют на нашу погоду и резкие перепады температур. Но это все отговорки: в Скандинавии – сопоставимые условия, но дороги в среднем в четыре раза дешевле. С такими оценками согласны и другие эксперты.

– Откаты составляют до 50 – 60% от цены заказа в Москве, – говорит Олег Скворцов, президент ассоциации дорожных научно-исследовательских организаций «РОДОС». – Многие приличные дорожные фирмы из столицы просто ушли. Потому что обналичивать такие крупные суммы – очень опасное занятие.

Далее в дело вступают сами дорожники. Экономят на всем: и стройматериалах, и рабочей силе. Строить качественную магистраль нет смысла: самый лакомый кусочек – это ремонт. Его можно проводить хоть каждый год. Деньги-то бюджетные…

(по страницам Комсомольской правды)

 

 

Понравилось? Поделись с друзьями!:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Одноклассники